Лев Толстой

(Вступление к напечатанному сочинению)

 

    Хочу сказать слова благодарности  Лидии Анатольевне Фроловой, и почтить память  безвременно ушедшего Владимира Павловича Лебедева-Шапранова, разглядевшим в  работе «Ступени на эшафот» произведение, которое  они посчитали нужным опубликовать на страницах своего журнала. Это была моя первая публикация.

 

С уважением, Олег Малышев

 

Издательство «КЛАДЕЗЬ»

 

90-е годы ХХ века.

В России – очередные революционные преобразования. Великое государство раздроблено. Мелкопоместным князькам показали из-за океана пряник, пообещали много свободы, товаров и культуры и они, затуманив головы своим соплеменникам, а вернее даже, всему многонациональному люду, жившему на этой территории, кинулись в новые объятия.

Снова обманули рабочих, представив их акционерами фабрик и заводов, выгнали за ворота, растащили и распродали все оборудование и механизмы.

Рухнули старые экономические связи, пока не выстраивались политические, и уж кто тогда стал бы думать о культурных!

Появились нищие и бомжи, самые образованные бомжи в мире – инженеры, офицеры, учителя, артисты, прочая интеллигенция. Но появились и миллионеры, деньги не стоили ничего.

Страна ничего не производила, и сюда хлынули дешевые заграничные товары и продукты, блестящие и красивые, но не вкусные и вредные. Пресса, радио, телевидение писали и вещали только о скандалах, раскрытых «тайнах», на поверхность всплыли мистика, эротика, бандитские страсти. Книги стали печатать все. На газетной бумаге, с миллионами ошибок, лишь бы быстрее урвать из общего мутного потока.

Вот в такое время, в начале 90-х годов, приехал из славной страны Латвии в Калининград Владимир Павлович Шапранов – бывший военный, бывший реставратор, а сейчас немного пишущий художник-график. 

           

Владимир Павлович Лебедев-Шапранов. 1994 г.

 

Трудно в новом городе найти свое место, здесь и местные-то не знают, куда себя деть. И Владимир Павлович пошел к своим – художникам. Со многими познакомился, с некоторыми подружился, узнал их творчество. Пора было определяться.

Надо сказать, что с расколом страны, раскололась и хорошо отлаженная система творческих Союзов, с их материальной базой и системой финансирования. И художники, как, впрочем, и писатели, и музыканты, и актеры, оказались один на один с открытым, бесконечным и далеко не дружелюбным миром. Каждый выживал, как мог, гибли, к сожалению, самые талантливые, не приспособленные к борьбе.

Как в такой ситуации могла прийти в голову идея о выпуске книги об изобразительном искусстве? Ведь люди, в большинстве своем, забыли о культуре, гоняясь за куском хлеба. И, тем не менее, такой факт был – Владимир Павлович решил выпустить книгу о художниках Калининградской области, назвав ее далеко идущим названием: «Начало. Виды деятельности и направления изобразительного искусства Калининградской области».

Опыт в издании книг был, и он твердо знал – все определяют деньги.

Начались бесконечные хождения, прошения, убеждения, показы, подарки и все прочее, свойственное этому процессу во все времена. Мир оказался не без добрых людей или случилось чудо, но откликнулись КБ «Балтика» М.Д.Каретный, ОАО СП «Цепрусс» Б.А.Овчинников и СК «Айни» В.Н.Клюйков. Спасибо им великое через годы. Спасибо и тем художникам, что поддержали идею и предоставили для фотографирования свои картины. Это в первую очередь М.Г.Пясковский, В.М. Михайловский, В.Корнилов, Г.Ф.Лосец, Т.Лошкарева и другие. А ведь были и такие, которые кричали, что «не хотят, чтобы за их счет наживались».

Вторым знаменательным событием стала встреча с Л.А.Фроловой, в то время – главным инженером одной из компьютерных фирм, человеком энергичным, эрудированным  и профессионально подготовленным. Состоялся душевный и творческий альянс, который принес, как теперь видим, значительные результаты. 

            

Совместно купленный компьютер (не самый мощный, с маленьким экраном монитора) стал Уставным фондом нового общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Изо-Центр», которое и явилось предшественником издательства «Кладезь».

Сейчас можно только удивляться, как такими средствами и на такой технике была выпущена та первая книга. А ведь на одной книге не остановились. Вскоре вышли «Янтаря дивный свет» и «Декоративно-прикладное искусство». А 1997 год – юбилейный для многих предприятий города и области – был отмечен книгой «Янтарный комбинат. 50 лет».

                             

Тот факт, что задуманное получилось, вызывает удивление до сих пор у многих. По всем законам «нормальности» этого никак не могло произойти. Но вера, упорство, некоторый авантюризм, а еще неимоверное напряжение моральных и физических сил, сделали  это возможным.

Дальнейший путь издательства и его главного редактора также не был усыпан розами. На одного делающего всегда находится десять критикующих, которые лучше всех знают, что плохо, а что хорошо, но сами не могут предъявить на обозрение ничего, сделанного своими руками.

Досталось «на орехи» и ему. Центральная газета области не нашла лучшего занятия, чем посвящать такому малому предприятию такие объемные разгромные статьи, не жалея дорогого печатного места в газете. Что там бандиты, наркоманы, взяточники – вот «Изо-Центр», редакция и издательство по искусству и культуре, нарушает все общественные и уголовные нормы, права «некоторых человеков» и, вообще, расшатывает устои государства – ату, его!.. Каких только грехов не вешали на Владимира Павловича. Сколько здоровья отняли наемные борзописцы – знает только Бог, Он им и Судья.

Но, как говорят на Востоке: собаки лают, а караван идет.

Шли годы, и продолжалась работа. Думали о будущем. Задумывали новое. Самым крупным проектом ООО «Изо-Центр» стала книга-альбом «Янтарь России». К ее созданию были привлечены мощные интеллектуальные силы: доктора наук И.Кузнецова и Г.Харин, кандидаты наук Е.Кукуев, Д.Беренбейн, руководители музеев Е.Пенкина и С.Гуляева, сотрудники музеев области З.Костяшова и А.Терехов, директор и главный художник янтарного комбината В.Громцев и Э.Лис, директора института янтаря С.Петрова.

Была проведена огромная работа по специальному фотографированию Ю. Павловым изделий из янтаря калининградских мастеров Р.Бениславского, Г.Лосеца, Б.Серова, П.Тепляшина, Л.Серебряковой, многих других, экспонатов музея янтаря и историко-художественного музея. Шла активная переписка с Царскосельской янтарной мастерской, занимающейся в то время реставрацией Янтарной комнаты. В результате, руководитель мастерской Б.П.Игдалов прислал нам свои работы. Большую помощь оказали своими материалами художники янтарного комбината и фирмы «Альк».

Интересный сведения о янтаре предложили для книги ученые из технического университета, АтлантНИРО, института океанологии им.Ширшова и государственного университета.

Так совместными усилиями был собран богатый материал, составивший первую часть книги «Янтарь России».

Во вторую ее часть, традиционно, вошли работы из коллекций различных калининградских янтарных художественных мастерских, из коллекций музеев и самостоятельных художников.

Сменились цифры столетия, очередной раз сменилась власть, наступили перемены и на предприятии. Истекшие годы реформ  полностью разрушили систему  работы творческих Союзов, книгопечатания  и пропаганды литературы.

Пришло время, после некоторого переосмысления  и преобразования,  взяв все положительное из прошлых лет, восстановить роль отечественной  литературы в воспитании человека XXI века, в создании нового образа особой Калининградской области в представлении не только зарубежных  инвесторов, но, в первую очередь, самих жителей области и всей России. Требовалось повысить роль литературы в воспитании подрастающего поколения, сохранении чистоты русского языка, утверждать в нашем крае русских народные и патриотические традиции, придать вес творческой интеллигенции области на международном уровне.

Возникла идея и появилась возможность создать издательство на гос. основе.

Наука говорит: Частно-государственное партнерство создается по следующим причинам:

1) недостатка средств государственного (муниципального) бюджета для реализации социально значимых проектов, или содержания объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Да был недостаток государственных средств.

2) стремления частных лиц получить экономическую выгоду от участия в частно-государственном партнерстве в виде налоговых льгот предпринимательской деятельности, дохода от использования объектов государственной и муниципальной собственности.

Было и стремление.

 

 

СОЗДАНИЕ ГОУРИП «КЛАДЕЗЬ»

В 2000 году с благословения А.Саканова, В.Котова, М.Плюхина и А.Галенко было создано государственное областное унитарное редакционно-издательское предприятие «Кладезь» для издания необходимой печатной продукции методического, рекламного и информационного характера, популяризации достопримечательностей и возможностей Янтарного края». Но не только это, смотрели дальше: «повышение художественного уровня издаваемой литературы, консолидация творческого потенциала писательских и художественных Союзов, музыкантов и артистов прибалтийского региона, популяризация  творчества местных писателей, художников, профессиональных и самодеятельных коллективов, творчества детей и юношества».

Издательство «Кладезь», кроме редакционно-издательской деятельности, взяло на себя обязательства по возрождению пропаганды литературы, проведению читательских конференций,  семинаров и консультаций, поездки в отдаленные районы области, школы и воинские части, работу с инвалидами, подбор библиотек местных авторов для слепых и школьных библиотек.

А Уставный фонд издательство получило в виде недостроенного консервного цеха в поселке Волочаевское, что по дороге на Светлый. Предполагалось, что он (Уставный фонд) может быть использован в кредитно-финансовых операциях в качестве залога для получения средств на создание производственной базы и ее развитие, выпуск новых книг по культуре и искусству. Но хотели, как лучше, а получилось… опять плохо. Никак не оформленные земельные участки под цехом не позволяли брать кредиты, а с 2001 года Правительство позаботилось о том, чтобы весь «недострой» облагался налогом на имущество. И над «Кладезем» повис «дамоклов меч» в 1 500 000 рублей. Вот тебе и культура! Занимайся, чем хочешь, а за чужие разбитые кирпичи заплати родному государству.

Это было бы смешно, если бы не было грустным. Большое количество времени, здоровья, средств, сил уходило не на творчество, а на то, чтобы оставаться в лоне закона, где-то что-то не нарушить.

И все-таки, на пике неприятностей, произошел еще один прорыв в деятельности издательства: в 2001 году был зарегистрирован журнал региональной культуры «Балтика-Калининград». Много души вложено в этот журнал, преодолено множество сомнений, проделано много предварительной работы.

Теперь в сферу интересов издательства включались местные литераторы, а также музыканты, актеры и другие деятели культуры. Благословил создание журнала «светлогорский отшельник» Юрий Николаевич Куранов, с которым в последние годы его жизни очень подружился Владимир Павлович.

В неторопливых дружеских беседах о путях развития литературы и отдельных личностей в ней, об истории и религии, об отношениях с властью и родилась идея нового журнала-альманаха, под эгидой которого можно было бы объединять разделенное, выявлять потаенное, предъявлять невостребованное. Страницы журнала должны были бы принять и молодых, и самодеятельных писателей.

Пока идея из кабинета Куранова перебралась в издательство, она обросла новыми подробностями, расширилась, короче, преобразовалась не в толстый литературный журнал, а в обобщенный журнал региональной культуры, на страницах которого должны были получить отражение события культурной жизни области: это и изобразительное искусство (без него мы не можем!), музыка, театр, музеи, библиотеки, Дома творчества детей и юношества, школы искусств, художественная самодеятельность. И конечно, литература во всем ее многообразии.

Большую помощь в создании первого номера журнала оказали члены его редакционной коллегии: О.Глушкин, И.Кузнецова, О.Каштанов, А.Лунин, С.Николайчук, А.Овсянов и другие.

Работа над журналом вдохновила, сблизила, пробудила в его создателях самые лучшие чувства. Все старались никого не забыть, подобрать самое достойное, представить нашу культуру во всех ее направлениях. Выход журнала ждали с волнением и нетерпением. И он вышел в марте 2001 года тиражом 1000 экз. – мы тогда думали, что в нашей области наберётся столько культурных людей или людей, интересующихся делами культуры.

            

Первое впечатление – восторг! Лихорадочное метание. Затем, при внимательном просмотре, конечно, были найдены досадные ошибки, неточности, явные промахи. Много можно было бы сделать замечаний, но не это было главным. Главным был факт – журнал региональной культуры «Балтика-Калининград» увидел свет, а свет увидел: в Калининграде появилось достойное издание по культуре края.

Ну, а теперь ложку дегтя – в бочку меда… Идея создания журнала вдохновила только, так сказать, рядовых деятелей культуры. Ни один чиновник или депутат не откликнулись поддержать издание журнала. А когда мы обратились в Обл.Думу, наши славные депутаты Ф.Ярошевич, Дударев и С.Козлов заявили, что аморально в такое (?!!) время тратить деньги на пустяки. Таковы уж наши избранники, они-то знают, что морально, а что аморально.

В Управлении культуры пообещали помогать, если журнал продержится 2 года. И надо отдать им должное, за первые семь лет его существования была оказана единовременная помощь в тридцать тысяч рублей, которых, конечно, не хватает даже на выпуск одного номера журнала.

А между тем издательство и редакция напряженно работали. Выходили книги местных писателей, выходил журнал.

 

ПОМОЩЬ БУКВЫ «Г»

Реализуя очередную идею – создание серии книг «Янтарный край России», сотрудники редакции и члены редколлегии журнала осуществили большую передвижническую деятельность на территории области. С выставкой графических работ В.П.Лебедева-Шапранова, деревянными скульптурами А.И.Баринова из его коллекции «Образы деревьев», книгами и журналами они посетили самые отдаленные уголки области: Краснознаменск, Неман, Гусев, Нестеров, побывали в Советске, Черняховске,Светлом, Балтийске, Правдинске, Багратионовске, Мамонове, Гурьевске.

Состоялись незабываемые встречи с местной интеллигенцией. Перед ними выступали известные калининградские поэты А.Лунин, А.Галенко, С.Симкин и прозаики О.Глушкин, Б.Попов, краеведы А.Овсянов и Б.Адамов. Встречающие также не были пассивными слушателями. Они ждали гостей, готовили выступления, концерты местных талантов.

Поездки показали, как многим обделены наши провинции в смысле культуры, и в то же время, как много талантов живет в нашей глубинке: и поэтов, и художников, и мастеров декоративно-прикладного искусства, и певцов, и танцоров, и музыкантов.

Только вот, почти негде им заниматься своим творчеством – ДК везде закрыты, разрушены, нет средств на костюмы и инструменты, на поездки с концертами. На многое жаловались люди. Ну, хоть кому-то пожаловаться! Мнение было единым: управление культуры администрации области управляет культурой администрации и совсем не управляет культурой области.

Жители области и города с восторгом принимали наш журнал, который открыл им много нового и рассказал о многих из них на своих страницах. Библиотекари и учителя были самыми благодарными и восторженными читателями журнала. По материалам журнала проводились открытые уроки в школах, конкурсы по краеведению, он оказался так  нужен школьникам и совсем не нужен чиновникам от образования.

Закономерным результатом этих поездок стал ряд книг серии «Янтарный край России», начиная с заглавной книги серии, а также книг «Калининград – столица Янтарного края», «Багратионовск», «Светлый», «Краснознаменск», «Гурьевск», «Советск».

   Своей чередой идет выпуск книг калининградских поэтов и прозаиков. Все это - в полцены, на энтузиазме и сердобольности. Продолжают выходить номера журнала. Тоже исключительно на бескорыстии авторов, которые не получают гонорар за свои произведения, и средств издательства, которые в конечном счете так и не возвращаются, ибо распространяются журнал по ценам ниже себестоимости, чтобы стать доступным своим основным читателям – школьникам, студентам, учителям и библиотекам.

Особым событием стали выпуски книг прозы «Такая разная охота» и «Истории охотничьей избушки». Книги о природе – редкое для нашего времени явление, особенно книги, написанные хорошим русским языком, с тонкими наблюдениями, с юмором.

Большой проект был осуществлен в юбилейном 2005 году. В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне осуществлен выпуск двухтомника поэзии и прозы «Эхо войны», составителями которых стали О.Глушкин, А.Лунин и В.Шапранов.

Несколькими книгами и специальными номерами журнала отметила редакция славные юбилеи Российского флота и морской пехоты. В 2006 году к 60-летию области выпущена «Антология калининградского рассказа». В 2007 году, кроме книг калининградских литераторов, вышли из печати художественный альбом «От руин до иконы» о духовном возрождении Запада России, книга, благословленная Патриархом  Кириллом в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским, и книга к 200-летнему юбилею Тильзитского мира «Тильзит – Советск».

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    За годы своей деятельности издательство стало неотделимой частью культурной жизни региона, настоящим центром притяжения для поэтов и прозаиков, актёров и художников, музыкантов, краеведов и работников музеев, многих работников и деятелей культуры районных центров области. Здесь можно было тогда и до сих пор опубликовать материал о деятельности творческого коллектива, заказать за полцены собственную книгу, получить интересующие сведения о коллегах и пр. и пр. Издательство и редакция журнала «Балтика» постоянные и активные участники всех культурных и литературных мероприятий, проходящих в нашей области. Мы участвуем в работах жюри различных конкурсов, в съездах и фестивалях самодеятельных авторов, детских конкурсов. Освещая деятельность учреждений культуры, предоставляем возможность читателям лучше узнать местные таланты, сокровища коллекций,

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

    В 2012 и 2013 годах, после ухода из жизни гл.редактора издательства В.П. Лебедева-Шапранова, нам была оказана финансовая поддержка, и в свет вышли по два номера журнала. С 2014 года, когда сам журнал претерпел некоторую модернизацию, наше партнёрство не просто оживилось, но встало на путь регулярной поддержки журнала в рамках Издательской программы правительства Калининградской области.   

    За время существования Издательства было выпущено около 200 книг, среди которых книги по искусству, краеведению, сборники стихов, проза, романы почти 50-ти калининградских писателей и даже авторов Литвы. На сегодня вышли 60 номеров регионального журнала по культуре и искусству «Балтика».

Уверена, что Издательство «Кладезь» оставило свой след в истории Калининградской области.

_________________________________________________________________________

Пройдите по ссылке "Кладезь" и вы узнаете его историю, 
познакомитесь с выпущенными им книгами и номерами журнала, 
которые хранятся на Евразийском журнальном портале «МЕГАЛИТ» (www.promegalit.ru)
и в Фонде релизов НООБИБЛИОН (omskmark.moy.su/publ/essayclub/noobiblion)

«Ступени на эшафот»

версия для печати

Лев Толстой. Исповедь

(Вступление к

ненапечатанному сочинению)